Страх смерти.

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: Островский Одной из экзистенциальных проблем, которые затрагивал С. Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, то есть тем, что уже нельзя изменить и чему необходимо подвести итог. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент. Отношение субъекта к собственной смерти просто серьезное или трагическое определяется двумя обстоятельствами:

ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»?

Смерть уносит плохих детей. Она ловит их и забирает с собой. Она не любит детей. Мужчин и женщин смерть тоже уносит. На самом деле так. Однажды я говорил о ней, и ночью пришла настоящая смерть.

Известный американский психотерапевт и писатель Ирвин Ялом (вместе с для психологов представляют его книги: «Экзистенциальная психотерапия», как лекарство», «Лечение от любви», «Мамочка и смысл жизни», и др. . то никогда не думал о таких вещах, как тревожность, страх смерти, т.к. эти.

Осознавать ответственность — значит осознавать творение самим собой своего"я", своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств и также своих страданий, если они имеют место. Никакая реальная терапия невозможна для пациента, не принимающего такой ответственности и упорно обвиняющего других — людей или силы — в своей дисфории. Экзистенциальная природа смерти самоочевидна, смертность и конечность являются несомненными свойствами существования.

Но экзистенциальный аспект ответственности и воли, о которой речь пойдет в следующей главе, не столь ясен. На самом глубоком уровне ответственность объясняет существование. Я понял это много лет назад благодаря одному незатейливому переживанию, однако столь мощному, что оно по сей день остается живым и ярким для меня. Я в одиночестве плавал с аквалангом в теплой, пронизанной солнцем, чистой воде тропической лагуны и испытывал, как часто испытываю, находясь в воде, ощущение глубокого удовольствия и уюта.

Я чувствовал себя как дома. А потом, по причинам, так и оставшимся мне непонятными, у меня произошло радикальное смещение точки отсчета.

Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом, существование — ключевое понятие в моем подходе. Экзистенциальный подход — лишь один из множества психотерапевтических методов, объединенных общей целью:

Ирвин Ялом — профессор Стенфордского университета, один из родоначальников экзистенциальной психотерапии (направления современной глубинной придавать смысл своей жизни, производя на свет очередную копию себя» Например, спасет его от страха смерти или станет средством для.

Экзистенциальная психотерапия - Современный этап развития экзистенциальной психотерапии - Ирвин Ялом Современный этап развития экзистенциальной психотерапии характеризуется попытками строгих научных исследований тех областей человеческого бытия, которые поддаются эмпирическому изучению, а также систематизацией имеющихся методов психотерапевтического вмешательства. Его наиболее ярким представителем является Ирвин Ялом. Ирвин Ялом родился в г. В школе он столкнулся с двумя дополнительными трудностями: Ялом получил степень бакалавра гуманитарных наук в университете Джорджа Вашингтона, а в г.

В течение следующих шести лет он прошел путь от интерна нью-йоркской Синайской больницы до капитана американской армии. Ялом получил должность преподавателя психиатрии в медицинской школе Стэнфордского университета, а в г.

Страх смерти как экзистенциальная проблема

Экзистенциальные подходы консультирования используются не только для разрешения лежащих на поверхности проблем, но и для оказания клиентам помощи в их противостоянии основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаянием, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью. Потенциальные подходы консультирования также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом.

Экзистенциальное консультирование, создателями которого являются Мэй и Ялом, — это динамическая теория, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам. Экзистенция существование является активным процессом, который приводит в итоге к превращению во что-то значимое.

Ирвин Ялом пишет о том, что в клинике тревога смерти встречается редко. Страх смерти (экзистенциальная тревога) таким образом, И тогда все формы иммортологии обосновывают смысл жизни. А потому и отсутствие выраженного страха смерти может просто отражать успешное.

Читать Каковы другие возражения против самораскрытия терапевта? Некоторые терапевты боятся, что если они немножко приоткроют дверь в свое"я", пациент вынудит открыть ее шире и потребует большего саморазоблачения. Мой личный опыт говорит, что этот страх неоправдан. Мне редко кажется необходимым или особенно полезным сообщать множество подробностей о своей личной жизни в прошлом и настоящем.

Я почти не встречал пациентов, настаивающих на подобном требовании. Желание пациента состоит не в том, чтобы терапевт обнажился, а в том, чтобы терапевт относился к нему как к человеку и целиком присутствовал в их встрече. Насколько полно следует открываться? Важно помнить об основной цели — подлинных отношениях. Ролло Мэй предлагает употреблять для обозначения этого понятия греческое слово или латинское , означающие любовь, преданную благу другого.

Иными словами, важно, чтобы самораскрытие терапевта служило росту пациента. Самовыражение терапевта, или его полная честность, или спонтанность могут представлять ценность сами по себе, но они являются второстепенными по отношению к основному — наличию . Отсюда следует, что терапевт должен удерживать какую-то информацию при себе, не говоря ничего, что может оказаться деструктивным для пациента, уважая принцип своевременности и внимания к динамике терапии — к степени готовности пациента услышать то или иное.

Я видел много пациентов, раньше имевших половую связь с терапевтом. У меня создалось впечатление, что такой опыт всегда деструктивен для пациента и что в этих случаях терапевт неизменно нарушал принцип — любви к бытию и становлению другого.

Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролла Мэя

Базовые постулаты, из которых я исхожу, просты: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития.

В статье описаны идеи, позволяющие относиться к смерти спокойно. Поэтому страх смерти это всегда страх жизни, страх нереализованности, Она придаст твоему существованию энергию, наполнит страстью и смыслом все твои Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Лабиринт.

Ялома Философия и концепции. Это подлинное существование в отдельный момент, взятый в его целостности и ценности. Субъектом экзистенциальной психотерапии является личность, которая утратила способность полноценно существовать и развиваться. В основе экзистенциального подхода лежит экзистенциальная философия. Наиболее выдающимися экзистенциальными философами были С. Кьеркегора не выходит за рамки христианства. Сартр, будучи марксистом, разделял идеи Ницше относительно безбожного мира.

Он подчеркивал, что, сопротивляясь отчаянию и небытию, люди постоянно испытывают потребности делать выбор, который формирует сущность их существований. Пока люди живы, они не имеют никакой возможности уклониться от потребности в самоопределении. Ирвин Ялом . — американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стентфордского университета.

Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)

Тревога, которую вызывает эта данность, всем субъективно знакома и не нуждается в комментариях. Бессмысленность как отсутствие ощущения смысла у людей. Ему труднее в этих условиях принимать что-то на веру. В прежние времена контакт с природой помогал человеку обрести смысл жизни. Урбанизация в значительной степени сократила влияние этого фактора.

Рецензии на книгу «Экзистенциальная психотерапия» Ирвина Ялома. Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия Мы часто избегаем о них думать, т.к. они провоцируют «страх», . человека найти смысл в жизни, осознание своей смерти/желание жить, стремление к свободе/ нежелание.

Эмпирическое исследование смысла жизни подтверждает следующее: Отсутствие ощущения смысла жизни способствует психопатологии грубо линейным образом: Глубоко укорененные религиозные верования способствуют позитивному ощущению смысла жизни. Ценности, предполагающие самотрансцендирование, способствуют позитивному ощущению смысла жизни.

Принадлежность к группам, преданность какому-либо делу и наличие четких жизненных целей способствуют позитивному ощущению смысла жизни. Жизненный смысл необходимо рассматривать в развивающейся перспективе: Но это не означает наличия каких-либо свидетельств в пользу того, что отсутствие смысла вызывает психопатологию. Все исследовательские работы коррелятивны: С тем же успехом на основании этих исследований можно утверждать, что сниженное чувство жизненного смысла является функцией, то есть симптомом — патологии.

Кстати, одно исследование действительно обнаружило, что у депрессивных пациентов ощущение смысла жизни резко повысилось после электрошоковой терапии! Смысл жизни — важный психологический конструкт, который глубоко касается всех нас. Теперь я обращусь к проблемам повседневной практики терапевтов, имеющих дело с пациентами, которые заявляют, что их жизнь лишена смысла.

Экзистенциальная психотерапия

Базовые постулаты, из которых я исхожу, просты: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития.

Вопросы жизни и смерти, свободы, изоляции и бессмысленности волнуют каждого живущего человека, и со временем нередко является признаком сильнейшего страха смерти. Ирвин Ялом описывает случай из собственной жизни, когда . фактом свободы и отсутствия универсального смысла жизни.

Слово экзистенциальный происходит от лат. Это значит, что экзистенциальный конфликт личности, по-другому, мы можем назвать кризисом ее существования. Они считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими из них. Под"данностями существования" обычно подразумевают определенные конечные факторы, которые являются неотъемлемой и неизбежной составляющей человеческого бытия. К ним, с точки зрения И. Ялома, относятся смерть, свобода, экзистенциальная изоляция и бессмысленность.

Смерть наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Это истина, которая наполняет человека"смертельным" страхом. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить - это центральный экзистенциальный конфликт. Свобода - другая конечная данность, значительно менее очевидная. Свобода представляется человеку однозначно позитивным явлением.

Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле"свобода" - это отсутствие внешней структуры.

Реферат: Страх смерти: культуральные источники и способы

Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии Почему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы основы кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ его бытия, на том этапе его жизненного пути, когда перед человеком встают вопросы: Это не те вопросы, которые ребенок начинает задавать в лет и заканчивает в Трудно найти более удачной иллюстрации, показательного примера, чем душевные искания графа Л.

Конечно, можно представить их как интеллигентские переживания.

Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы неизбежность старения и смерти, горечь отвергнутой любви, страх смерти , экзистенциальной свободы и бессмысленности жизни. Отсутствие этого главного признания — не только еще одно . самоочевидного смысла жизни .

Направления психологии Теория и практика экзистенциальной психологии: Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. В такие моменты кажется, что человеческий язык еще не изобрел верно подходящих слов, кажется, что наша культура еще не сумела изобрести правильные представления о смерти.

Но на самом деле это не так, ибо смерть — это то, что существовало всегда, каким бы ни был уровень развития культуры и общества; и развитие человечества не могло не касаться проблемы смерти, поэтому на самом деле уже есть и уже сказаны и правильные слова, и представления о конечности нашего бытия. Поэтому преодолеть собственное душевное препятствие и поговорить об этом можно, а главное — нужно.

Экзистенциальная психология учит тому, что причиной неврозов, как я писал ранее, есть конечные данности. Нет, все они представляются единым целым, и поэтому в терапии в след за одним, поднимаются все вопросы существования. В той или иной форме смерть всегда присутствует в кабинете психолога. Хотелось бы поделиться размышлениями Германа Фейфела на счет смерти, которые могут подтвердить это замечание: Мелани Кляйн считает, что страх смерти лежит в корне всех идей преследования и, таким образом, косвенно в основе всех видов тревоги.

Пауль Тиллих, теолог, чье влияние чувствуется в американской психиатрии, построил свою теорию тревоги на онтологическом утверждении о том, что человек конечен, субъект идет к небытию. Отсутствие защищенности может быть хорошим символом смерти. Любая потеря может представлять главную потерю. Ведь вопреки всему — медицине, технологиям, прогрессу — человек все равно умирает.

Страх смерти как экзистенциальная проблема

Многие клиницисты отмечают, что пациенты все чаше приходят на терапию в связи с отсутствием ощущения смысла в жизни. Каковы факторы современной культуры, способствующие снижению ощущения смысла в жизни? В доиндустриальном, сельскохозяйственном обществе людей окружало множество жизненных проблем, но сегодняшняя болезнь бессмысленности, по-видимому, не является ни одной из них.

Тогда смысл черпался из многих источников.

выбора, встреча со смертью, утеря смысла жизни, осознание собственного одиночества является отсутствие доверия к специалистам – увы, нередко.

Многие клиницисты отмечают, что пациенты все чаше приходят на терапию в связи с отсутствием ощущения смысла в жизни. Каковы факторы современной культуры, способствующие снижению ощущения смысла в жизни? Тогда смысл черпался из многих источников. Действительно, как я буду говорить дальше, бессмысленность сложно переплетена с досугом и невовлеченностью: Толстой пришел к заключению, что крестьянин знает нечто, чего он не знает, и в соответствии с этим искал освобождения от своих мучений, пытаясь подражать крестьянину, чтобы открыть его тайное знание.

Люди в доиндустриальном обществе в своей повседневной жизни имели другие смыслообразующие занятия. Их повседневная работа была творческой — они участвовали в творении жизни вместе со своим домашним скотом, семенами и урожаем. У них было сильное чувство принадлежности к большей целостности; они были интегральной частью семьи и сообщества и, в сущности, действовали в рамках заданных сценариев и ролей. Кроме того, их труд был по определению значимым.

Выращивание пищи — занятие, являющееся несомненно правильным. Но подобно силе тяготения все эти смыслы исчезли.

Чтение вслух. Ирвин Ялом. Мамочка и смысл жизни.